Благотворительный Фонд «ПОДСОЛНУХ»

Иммунитет новорожденного

Итак, произошло чудо! Ребенок родился! Нашей радости и удивлению нет предела. Но и тревоги тоже. Как он проживет эту жизнь, как справится со всеми напастями, что поджидают его на каждом шагу, начиная с первой секунды, когда он лишился материнской защиты? Сколько микробов и вирусов на него накинулись в этот момент, и как он будет им противостоять и выстоит ли такой кроха? Что нам дает природа для адаптации к окружающему миру при рождении? И при рождении ли это происходит? А если ребенок рождается раньше срока?

Ни для кого не является секретом, что в процессе своего развития зародыш человека повторяет в той или иной степени все ступени эволюции от одноклеточного организма до, собственно, человека.

Иммунные реакции в процессе эволюции развивались от простого к сложному. Одноклеточные микроорганизмы уже умели защищать себя с помощью фагоцитоза. У многоклеточных появилось разделение клеток по функциям – защиты и питания. Далее появились клетки, способные распознавать чужеродные антигены, и клетки, способные вырабатывать антитела. Между этими клетками устанавливается тесное взаимодействие, а также взаимодействие их с другими системами организма с помощью различных факторов. Т.е. постепенно формировалась стройная система клеточной и гуморальной (с помощью антител) защиты.

Образование антител – довольно позднее приобретение животного мира. Например, его нет у беспозвоночных и некоторых видов рыб. Первым иммуноглобулином, появившимся в эволюции как проявление специфического ответа, стал иммуноглобулин М (IgM). Он обнаруживается у миног, у них же впервые находят и зачатки вилочковой железы. У амфибий и рептилий четко выявляется уже два класса иммуноглобулинов – IgM и IgG, которые напоминают таковые у млекопитающих. Но продукция их еще развита слабо, и зависит от температуры окружающей среды. У птиц иммунные процессы более совершенны. Кроме IgM и IgG у них найдены и IgA. У них есть полноценный тимус (вилочковая железа, в которой происходит продукция Т-лимфоцитов) и Фабрициевая сумка (там, где созревают В-лимфоциты). У млекопитающих такую же функцию, как фабрициева сумка у птиц, выполняет лимфоидная ткань, расположенная в других органах, о которых мы говорили в нашей предыдущей статье. У собак, свиней, коров, лошадей, кроликов, морских свинок, крыс и мышей найдены три основных класса иммуноглобулинов: IgM, IgG, IgA, а во многих случаях и IgE. У человека, кроме того, обнаруживаются IgD. Именно такая же последовательность лежит в основе формирования иммунной системы у плода человека во время его внутриутробного развития. А еще точно такая же последовательность имеет место во время формирования иммунитета при первичной инфекции или иммунизации с помощью вакцинации у человека. Пока попробуем чуть подробнее остановиться на том, на что способна иммунная система плода и новорожденного ребенка.

Уже на 6-7 неделе беременности, когда еще не каждая женщина знает о том, что она теперь не одна, у ее будущего ребенка появляется вилочковая железа, формируясь окончательно и выполняя полноценно свою функцию к концу 3 месяца внутриутробной жизни. С 11-12 недели начинает функционировать и костный мозг. Эти органы дают начало всем клеткам иммунной системы (помните про Т- и В-лимфоциты?). Затем лимфоциты начинают заселять селезенку, миндалины, аппендикс, лимфоузлы. Синтез иммуноглобулинов начинается именно с IgMна 12 неделе, но он идет очень слабо и усиливается только при стимуляции, например, инфекции, развившейся внутриутробно. По увеличенному уровню общего IgMу новорожденного можно судить о наличии внутриутробного инфицирования. IgGу плода начинают вырабатываться на 12-20 неделе, но тоже медленно. А защищают плод и новорожденного материнские иммуноглобулины IgG, которые попадают в кровь плода, не просто просачиваясь сквозь плаценту, а с помощью специального механизма активного транспорта, и происходит это в основном после 32 недели беременности. Из-за этого механизма концентрация их в крови доношенного новорожденного ребенка может быть даже выше, чем у матери. Так природа передает максимум возможной защиты от матери – иммуноглобулины, специфичные к тем инфекциям, которые она успела перенести в течение жизни.

Правда, не ко всем одинаково. Хорошо передаются антитела к возбудителям кори, краснухи, полиомиелита, дифтерии и столбняка. Недостаточно хорошо – к коклюшу, стафилококку, стрептококку, кишечной палочке. Этой защиты ребенку хватает на первые 3-6 месяцев, т.к. период полураспада IgG– 21 день. Чем больше степень недоношенности, тем материнская защита меньше. В некоторых странах даже принято недоношенным новорожденным с массой тела меньше 1.5 кг в качестве пассивной защиты переливать препараты иммуноглобулинов, учитывая недостаток материнских. Другие классы иммуноглобулинов вообще не проникают сквозь плаценту от матери к ребенку.

 Некоторые из факторов врожденного неспецифического иммунитета, такие как лизоцим и интерферон-альфа к 14-15 неделе эмбрионального развития достигают уже уровня взрослого. А содержание лизоцима в сыворотке и слюне у новорожденного ребенка даже выше, чем у взрослых, т.к. кроме антибактериальной миссии он еще участвует в расщеплении молочных белков.К этому же виду врожденного иммунитета, как вы помните, относится и фагоцитоз клетками микробов и вирусов. Но у новорожденного он еще несостоятельный, т.е. незавершенный. Переваривающая функция фагоцитов снижена за счет незрелости их ферментов. Способность к эффективному завершенному фагоцитозу формируется у ребенка к 2-6 месяцам жизни. Компенсируется это количеством клеток, ответственных за этот процесс – нейтрофилов. Так, в отличие от взрослых, количество лейкоцитов у которых в крови в норме 3.5 – 7 тысяч клеток в мкл, у новорожденного ребенка в первые дни жизни в норме оно может достигать 30-40 тысяч , и большая часть их представлена именно нейтрофилами, а лимфоциты находятся в существенном меньшинстве. Это состояние очень кратковременное, и проходит буквально к 4-5 дню жизни, когда соотношение меняется с точностью до наоборот, сохраняя при этом общее количество всех лейкоцитов на достаточно высоком уровне (12-18 тысяч).

Таким образом, доношенный ребенок имеет иммунную систему, колоссально отличающуюся от таковой взрослого человека. Это помогает ему защититься от столкновения с отнюдь нестерильным миром, имея только то, что дала ему природа. И при этом малыш использует незрелость своего иммунитета, как защиту от гиперреакции на ту вирусно-микробную нагрузку, которую он испытывает, придя в этот самый нестерильный мир. Так что именно баланс всех механизмов иммунной защиты – основа физиологической адаптации ребенка к нашему миру. Если этот баланс сохранен, мамам и папам можно спать спокойно с уверенностью, что их малыш со всем справится.

А что помогает или мешает нашей иммунной системе в дальнейшем, какие критические периоды существуют у нашей иммунной системы в течение жизни от рождения и до ее завершения, мы расскажем в следующей статье.

 

68927740